Доллар США $ — 00,0000 руб. Евро € — 00,0000 руб.

О заключении контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

В 2020 году и в начале 2021 года в Службу контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, автономный округ) от заказчиков автономного округа поступило более 3 тысяч уведомлений о заключении контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях профилактики, предупреждения, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
В ходе проведения Службой анализа таких уведомлений основное внимание уделено закупкам учреждениями здравоохранения автономного округа средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, халаты, перчатки, бахилы и т.д.) (далее – СИЗ).
Предметом анализа являлось применение учреждениями здравоохранения автономного округа в указанный период конкурентных способов определения поставщиков СИЗ, наряду с использованием возможности осуществления закупок СИЗ у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а также выявление фактов завышения начальной (максимальной) цены контрактов на поставку СИЗ.
Анализ проводился в отношении 28 учреждений здравоохранения из 15 муниципальных образований автономного округа, каждым из которых заключено более 10 контрактов на основании указанной нормы.
В ходе анализа информации о заключенных контрактах, размещенных в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок, установлено, что большинством учреждений регулярно проводились конкурентные процедуры при осуществлении закупок СИЗ.
Вместе с тем, 3 из 28 учреждений закупали маски и респираторы в течение 2020 года без проведения конкурентных процедур, исключительно у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, в ходе проведения анализа цен на поставку СИЗ установлено, что имелись случаи осуществления закупок у единственного поставщика по ценам выше, чем при осуществлении аналогичных закупок, проводимых заказчиками конкурентными способами.
Так, в начале 2021 года посредством закупки у единственного поставщика заказчиком автономного округа приобретены бахилы одноразовые, стоимость которых составила 1,55 руб. за пару, что до 400 процентов превышает стоимость аналогичного товара, приобретенного другими заказчиками автономного округа конкурентным способом – 0,31 руб. и 0,47 руб. за пару (согласно данных единой информационной системы в сфере закупок).
В ходе анализа установлен факт дополнительного расходования учреждениями здравоохранения автономного округа бюджетных средств на сумму более 2,2 млн. руб. при осуществлении закупок СИЗ у единственного поставщика.
Согласно части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах, в том числе, обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок, согласно которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (статьи 6, 8, 12 Закона № 44-ФЗ).
В целях эффективного использования бюджетных средств и добросовестного соблюдения принципов контрактной системы в сфере закупок необходимо применять конкурентные процедуры для закупок СИЗ, как наиболее приоритетные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и использовать предоставленную Законом № 44-ФЗ возможность осуществления закупок СИЗ у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ только в исключительных (экстренных) случаях.
Также необходимо путем полного и детального изучения (исследования) соответствующего рынка товаров обеспечивать соответствие цен контрактов с единственными поставщиками СИЗ ценам, сформированным при закупках СИЗ конкурентными процедурами.
Злоупотребление правом при осуществлении закупок может быть рассмотрено Службой в качестве основания для включения заказчиков в план проведения проверок, или привлечь внимание правоохранительных органов при наличии признаков нарушения законодательства о противодействии коррупции.

Источник: Сайт Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Опрос

Poll not found